Вильгельм Райх и антиутопия
Анна Войкина
Вильгельм Райх и антиутопия
Вильгельм Райха относят к одному из величайших представителей психологической мысли прошлого столетия. Оригинальность Райха не дает свести его деятельность к какой-то одной области: его признают психоаналитиком, телесно-ориентированным психотерапевтом, марксистом, ученым-биоэнергетиком, блистательным бунтарем. Его работы: «Эмоциональная чума», «Посмотри на себя, маленький человек», «Психология масс и фашизм», «Сексуальная революция» создают впечатление, что Райх это не столько психолог или исследователь космической энергии, а устроитель модели нового мира.
В работе «Сексуальная революция» он создает панораму нового социума, где сексуальность не будет больше тесниться под запретом морали, где каждый будет свободен в проявлениях своей жизнеутверждающей энергии, исчезнет необходимость противопоставления влечений и общественных запретов, порождающая нервоз; с детства ребенок будет освобожден от гнета над его естественной жаждой жизни и сексуальными проявлениями.
Патриархальное паразитическое устроение семьи будет разрушено, и свободная любовь, основанная на обоюдном удовлетворении, займет место института принудительного брака и семьи. Мораль, подавляющая естественное в человеке, приводящая к появлению вторичных разрушительных для себя и для общества побуждений, будет погребена, отдав законное место сексуально-экономическому саморегулированию.
Для достижения сексуальной революции, необходимо, по большому счету, не так много: создать образцовые воспитательные учреждения и исследовательские институты (образцовость подразумевает свободу на сексуальность) и сделать сексуальное регулирование задачей общества, выйти за границы частной жизни. Множество деталей свободного общества раскрывает нам Райх, и все же, глядя на его картину счастливого мира и жизнерадостного человека, на ум приходят ассоциации именно с антиутопиями.
Джордж Оруэлл в «1984» вводит нас в мир жителей Океании – страны, в которой жизнь построена по распорядку, контролируемому множеством министерств и шпионов, постоянно воюет, а над всем возвышается партия и ее лидер – Старший Брат. Уинстон – сотрудник отдела документации совершил страшное – начал писать дневник: «Это не было противозаконным поступком (противозаконного вообще ничего не существовало, поскольку не существовало больше самих законов), но если дневник обнаружат, Уинстона ожидает смерть или, в лучшем случае, двадцать пять лет каторжного лагеря»1.
Отсутствие закона не освобождает от ответственности, отменяя закон, такое общество создает еще более жесткую структуру наказания. Нужда существовала, очевидно, всегда из-за бесконечных войн, но и радости были – джин «Победа». Враждебность контролировалась ежедневными двухминутками гнева: «Ужасным в двухминутке ненависти было не то, что ты должен разыгрывать роль, а то, что ты просто не мог остаться в стороне.
Какие-нибудь тридцать секунд – и притворяться тебе уже не надо. Словно от электрического разряда нападали на все собрание гнусные корчи страха и мстительности, исступленное желание убивать, терзать, крушить лица молотом; люди гримасничали и вопили, превращались в сумасшедших. При этом ярость была абстрактной и ненацеленной, ее можно было повернуть в любую сторону, как пламя паяльной лампы»2.
Бесправный в своей свободе от законности субъект находился под неусыпным контролем над своими действиями, мыслями, процессом принятия пищи, разрядкой агрессии, проявлениями сексуальности. Все принадлежит обществу, и Старший Брат смотрит на тебя из каждого глазка камеры, глаз соседа, портрета на денежной купюре.
Другой потенциальный нарушитель правил в романе Евгения Замятина «Мы», пока еще добропорядочный гражданин Единого Государства, один из строителей Интеграла, как и все захвачен великой идеей – подчинить «благодетельному игу разума» все существа других планет, пребывающих «в диком состоянии свободы». У героя нет имени, имен больше нет, есть «нумера», его – Д-503. Он, так же, как Уинстон, начал вести записи, что в этом мире не запрещено, пока тебя не начнут подозревать в индивидуализме.
Коллективизм, воспеваемый Райхом, предполагал свободное общество, коммуну, не скованную брачными обязательствами или ограничениями в половом удовлетворении. Мир Оруэлла кажется противоположностью в своей жесткости, тотальном контроле за его обитателями; в нем даже есть министерство любви – «Министерство любви внушало страх. В здании отсутствовали окна»3, которое, боролось с двоемыслием: из любви к членам общества прочищало их головы от ненужных, лишних, опасных мыслей, исторической памяти.
Райх крошит все проявления авторитаризма, человек должен быть свободен от цепей морали и подавления естественных побуждений. Должен_быть_удовлетворен и счастлив. «Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытываем слово»4 – таков манифест Интеграла. Кем же становится человек, имеющий нравственные запреты, не практикующий половое довольство и, вдруг, верный партнеру в законном браке? Свобода, постулируемая как закон, перестает быть свободой.
Выход на волю из замшелой патриархальности возможен лишь революционный. Подлинная революция происходит не в экономической и политической сферах, для Райха смена общественно-политического строя не первостепенна, и является, скорее, следствием революции сексуальной. «Цель культурной революции заключается в создании подлинно человеческих структур характера, способных обеспечить саморегулирование»5.
В возможных путях этой перестройки интересно пересекаются взгляды Райха и автора другой антиутопии – «О новый дивный мир» Олдоса Хаксли. Для Райха сексуальная революция способна произвести подлинный переворот, который позволит людям создать неавторитарный строй, общество без запрета на сексуальность и естественность живого жизнерадостного существа, не опутанного цепями морали, брака, запретов.
Как видит это Хаксли: «Пройдет немного лет, и, без сомнения, можно будет покупать разрешение на брак, подобно разрешению держать собаку, сроком на год, причем вы будете вольны менять свою собаку или держать нескольких одновременно. По мере того как политическая и экономическая свобода уменьшается, свобода сексуальная имеет склонность возрастать в качестве компенсации. И диктатор (если он не нуждается в пушечном мясе либо в семьях для колонизации безлюдных или завоеванных территорий) умно поступит, поощряя сексуальную свободу. В сочетании со свободой грезить под действием наркотиков, кинофильмов и радиопрограмм она поможет примирить подданных с рабством, на которое те обречены»6.
В интегральном мире Е. Замятина все просчитано с математической точностью: формула счастья – блаженство в числителе, зависть в знаменателе. Переход на синтетическую нефтяную пищу оставшихся 0,2 процента населения решил первую проблему. «Естественно, что, подчинив себе Голод (алгебраический=сумме внешних благ), Единое Государство повело наступление против другого владыки мира – против Любви. А это разве не абсурд, что государство (оно смело называть себя государством!) могло оставить без всякого контроля сексуальную жизнь.
Кто, когда и сколько хотел… Совершенно ненаучно, как звери. И как звери, вслепую, рожали детей. Не смешно ли: знать садоводство, куроводство, рыбоводство (у нас есть точные данные, что они знали все это) и не суметь дойти до последней ступени этой логической лестницы: детоводства. Не додуматься до наших Материнской и Отцовской Норм»7. Наконец и этот вопрос был просчитан и рационализован, был провозглашен исторический «Lex sexualis»:
«всякий из нумеров имеет право – как на сексуальный продукт – на любой нумер». Сексуальное Бюро обследует каждого, выявляют содержание гормонов, и составляют Табель сексуальных дней. Партнер, т.е. нумер, выбирается и «пользуется» по розовому билетику в положенные дни и часы. Так не осталось и повода для зависти. «И то самое, что для древних было источником бесчисленных глупейших трагедий, у нас приведено к гармонической, приятнополезной функции организма так же, как сон, физический труд, прием пищи, дефекация и прочее»8.
Противоположные режимы: истинная демократия, какой видел ее Райх, и тоталитаризм основываются на едином элементе – сексуальности. Раскрепощенность, видимо, не превращает человека в храброго воина за свободу, она может оказаться подачкой власти, дабы утихомирить народ, отвлечь наслаждением от осознания действительности. Сексуальное удовлетворение может превратиться и в «право штор», предоставляемое держателю розового билетика.
Революционные преобразования невозможны одним махом, необходима перекодировка поколения и инкубатор для выращивания нового. Сексуальная революция по Райху должна начинаться с детей. Свобода детского сексуального влечения является предпосылкой его сублимации, а не вытеснения и появления невроза.
Для нового мира Райха «необходимость юридической защиты детской и подростковой сексуальности не вызывает сомнений». Что происходит с детьми в «1984»: «Теперь почти все дети ужасны. И хуже всего, что при помощи таких организаций, как разведчики, их методически превращают в необузданных маленьких дикарей, причем у них вовсе не возникает желания бунтовать против партийной дисциплины… Их натравливают на чужаков, на врагов системы, на иностранцев, изменников, вредителей, мыслепреступников.
Стало обычным делом, что тридцатилетние люди боятся своих детей. И не зря: не проходило недели, чтобы в “Таймс” не мелькнула заметка о том, как юный соглядатай – “маленький герой”, по принятому выражению, – подслушал нехорошую фразу и донес на родителей в полицию мыслей»9. За подавление сексуальности или мыслепреступление – так или иначе, детям есть на что донести на родителей. Прогуливаясь по остаткам древнего (т.е. нашего) мира, строитель Интеграла, отмечая многообразные нелепости жизни в прошлом, в скобках обозначил: «дети в ту эпоху были тоже частной собственностью»10. И в детском вопросе все как будто оказываются едины: дети – дело государственного контроля.
Имеет ли значение, какой мир строится: сексуальноэкономический свободы Райха, тотального контроля Оруэлла, стандартизированный мир научного прогресса Хаксли, математически выверенный мир Интеграла, – сексуальность как неотъемлемая, запрещенная или отданная на откуп, остается меновым товаром: либо на нее обменивают, либо ее обменивают, либо она возводится в конвертируемую валюту.
Можно ли освободиться от закона? Общности сингулярных субъектов необходимы направляющие и сдерживающие линии. Можно избавиться от патриархального построение авторитарной модели, изъять фигуру Вождя, тем самым затронуть пьедестал закона. Надежды Райха на саморегулирующуюся структуру личности очень оптимистичны, но антиутопии показывают возможный исход: отвержение закона приводит не к свободе, а к мутации законности, созданию механизированной системы.
Переустройство человеческих и общественных структур все же требует отказа от чего-то ради стабильности, безопасности, благополучия. Например, отказа от свободы. Представителем закона и порядка становится стерильная система, более жесткая, бездушная, рациональная, перемалывающая единицы в миллионы и миллионы в единый отдистилированный строй нумеров. Новое, старое или революционное общество не обходится без запретов – скелета порядка, и что будет называться законом и свободой, в итоге, не имеет значения.
- 1 Джордж Оруэлл. 1984 и эссе разных лет. – М.: Прогресс, 1989. c.4-5
- 2 Там же, c. 7
- 3 Там же, c. 5
- 4 Замятин Е. Мы: Роман. – М.: Худож.лит., 1989. c. 8
- 5 Райх.В. Сексуальная революция. Спб. – М., 1997. c. 24
- 6 Хаксли О. О дивный новый мир: роман/ Предисл. Хаксли О. – Изд. «Харпер энд бразерс», Нью Йорк – Лондон, 1946. c. 6
- 7 Замятин Е. Мы: Роман. – М.: Худож.лит., 1989. c. 22
- 8 Там же
- 9 Джордж Оруэлл. 1984 и эссе разных лет. - М.: Прогресс, 1989. c. 11
- 10 Замятин Е. Мы: Роман. – М.: Худож.лит., 1989. c. 25
3956