Клад Владика Монро
Елизавета Зельдина
«Время искать клады. Время их извлекать»1
Или как я побывала на вскрытии Владислава Мамышева-Монро
6 июня 2014 года в Новом музее произошло событие, эффект которого, я уверена, далеко выходит за рамки обычного выставочного открытия. Речь идет об открытии выставкиретроспективы Владислава Мамышева-Монро. На двух этажах Музея расположилась чуть ли не вся история творческой жизни, вернее, итоги кропотливой работы Владика по трансформации окружающего мира.
Интересно, что вход на экспозицию в день открытия тщательно охранялся: попасть можно было исключительно по входным пригласительным билетам, каждый из которых тщательно проверялся на предмет подлинности. Ну кому придет в голову подделать входной билет?
На первый взгляд ничего особенного на открытии не происходило. Обычные посетители, фоторепортеры, телевидение. Через какое-то время первая волна схлынула, телевидение уехало монтировать сюжеты, первые посетители дождались своего бокала вина и ушли продолжать вечер, людей на экспозиции заметно поубавилось. Фоторепортеры переключились друг на друга и начали фотографироваться на фоне работ, вероятно, им тоже захотелось оказаться в кадре друг друга и запечатлеть себя в качестве посетителей. Я по нескольку раз обошла каждый из залов. Уходить не хотелось.
Не отпускало чувство, что вот-вот что-то должно произойти. И практически тут же меня настигло ощущение, что я нахожусь не на открытии, нет. Точка взгляда приобрела новое место и все происходящее перевернулось. Пожалуй, самым подходящим для описания происходящего было бы сказать, причем сказать голосом диктора советского телевидения: «мы присутствуем на вскрытии Владислава Юрьевича Мамышева-Монро.
В этот знаменательный день все внутренности, простите, внешности, Владика явились перед нами в пространстве двух этажей Нового Музея, а лучше сказать, как лист перед травой».
Вскрытие, как известно, производят посмертно. И что как не вскрытие позволяет так глубоко и подробно исследовать внутренний мир погибшего?
Виктору Мазину и Олесе Туркиной, кураторам ретроспективы, это самое вскрытие удалось замечательно. Они собрали и извлекли наружу внутренний мир МамышеваМонро. Уходить не хотелось именно поэтому.
Возможно, в готовности оказаться ближе, чем может позволить себе обычный человек, и есть специфика, особый эффект Монро: он всегда был открыт, и оказываясь в том или ином образе сам исчезал – предоставляя себя для новой личности. Это и был тот самый первый взгляд, в точке которого я находилась, когда пришла на открытие очередной выставки. Разглядывая образы людей, в которых перевоплощался Монро, я не замечала его самого. И только после переворота меня осенило мыслью: все они и есть он сам! Вот такой поворот, после которого нежелание уходить усилилось во стократ.
Казалось, вчера еще практически незнакомый Владислав Монро стал теперь для меня совершенно родным, и каждая работа демонстрировала, насколько открытым мог быть Монро в своей близости к зрителю. После этого оставалось только сдаться и подобно Владику пережить собственное вскрытие, последствия которого сохраняются и ощущаются мной до сих пор. А в чем, собственно, может быть более сильный художественный эффект?
- 1 Туркина О.В., Мазин В.А. Жизнь замечательного Монро. СПб.: Новый музей, 2014. — c. 126.
3932