Аутизм: точка не-начала
Айтен Юран
Аутизм: точка не-начала
Аутизм – наиболее распространенный диагноз современности, вопрос, который сегодня обрел политический характер. В связи с этим хочется вспомнить фильм «Стена, или Психоанализ в лечении аутизма» (Le Mur, ou la Psychanalyse a l’epreuve de l’autisme) 2011 года о противостоянии бихевиористского и психоаналитического подходов, вызвавший большой резонанс и бурю обсуждений в различных кругах.
Стоит сразу сказать, что единого психоаналитического подхода к аутизму нет. Пожалуй, именно здесь обнажаются все, на первый взгляд, даже несущественные различия – в подходе к субъекту, к сути его становления, к тому, как понимаются причинно-следственные связи в осмыслении психики, к самой консистенции ткани психического.
В рамках данного выступления мне хотелось бы сделать попытку, оставаясь в рамках психоанализа Фрейда, Лакана, Дольто, проложить пути к возможному осмыслению аутистического субъекта. Все сказанное ниже возможно благодаря нескольким клиническим случаям, над которыми я работала и продолжаю работать в последние годы, которые дали мне богатейший материал для осмысления, и из которого потихоньку выкристаллизовывалось то, что я хотела бы представить вашему вниманию.
Признаюсь, я все меньше и меньше понимаю, что такое аутизм в целом, как диагноз. Территория аутизма, парадоксальным образом, становится для меня территорией максимальной сингулярности, что само по себе интересно, так как вроде бы речь идет о том, что экстерриториально человеческому, символическому порядку; но в этой экстерриториальности не обнаруживается ничего унифицирующего, а значит, это территория, на которой точно также не может быть единой методики работы, территория, требующая творческой клинической находки в отсутствии любой определенности и предсказуемости.
У Фрейда каких-либо описаний случаев, в которых можно было бы опознать аутизм, нет; напомню, что сам диагноз появляется в 1943 году и описан Каннером. У Лакана также нет каких-либо специальных отсылок к аутизму, впрочем, есть разбор на семинарских встречах двух случаев – случая Робера и случая Дика, анализ которых, безусловно, привносит много важного в осмысление вопроса аутизма.
То же касается Дольто. При этом стоит сказать, что это отсутствие специальных отсылок к аутизму на деле сосуществует с тем, что разговор об аутизме обнаруживается почти везде, так как любая теория, имеющая дело с субъектом, имплицитно уже содержит в себе разговор об аутизме. Почему? Потому что это осмысление упирается в точку начала, которая, как известно, всегда уже точка не-начала, то есть, она не есть причина, так как причина всегда прописывается задним числом, в механизме последействия.
Дальнейший мой доклад выстраивается на упоминании различных сцен, именно упоминании, так как детальному разбору каждой из них можно было бы посвятить отдельные доклады, тех сцен, которые можно рассмотреть как точки не-начала в осмыслении этой особой экстерриториальности человеческому порядку.
Далее мы вернемся к каждой из перечисленных сцен, поговорив о проявляемых клинических последствиях и возможных клинических находках, которые могут способствовать смещению позиции субъекта. И вновь хочу сказать, что весь доклад предстает как абрис и лишь касается вопросов, внимательное прояснение которых потребовало бы довольно много времени.
Первая сцена: крик
Эта сцена, которую можно обнаружить в «Наброске одной психологии» у Фрейда, поразительна сама по себе. Фрейд говорит о крике ребенка, который способствует привлечению внимания значимого другого, именно это становится условием выживания, так как отвести возбуждение самостоятельно, в силу беспомощности человеческого существа при рождении, невозможно. Фрейд называет это специфической акцией. Вместе с ответом Другого, «чистый крик», говорит Лакан, становится «криком для Другого», что станет основой работы означающей цепочки.
Подать голос – значит быть в активной позиции, значит заставить Другого себя слышать. Пульсация присутствия и отсутствия голоса значимого Другого в ответ на крик даст возможность субъекту разместиться в пространстве Другого. Крик, буквально перерезаемый каемкой, голосовой щелью, и есть тот самый элемент, выпадение которого запустит ответ Другого и, соответственно, ухо как эрогенную зону в отношениях с голосом Другого.
Голос Другого введет ребенка в пространство языка, где сам этот объект-голос будет утрачен, завуалирован работой по означиванию, в то же время связь с ним никогда не будет потеряна окончательно. Голосовой объект даст протосубъекту или дозеркальному субъекту основу для постоянства и сборки собственного я еще задолго для самой стадии зеркала в отождествлении с образом, идущим извне.
Вторая сцена: игра в катушку
Эта сцена отсылает к игре, которая описана Фрейдом в работе «По ту сторону принципа удовольствия», которой предается его восемнадцатимесячный внук: он забрасывает катушку за край своей колыбели, и вновь извлекает ее, при этом произносит Fort/Da, или, проще, две различимые фонемы о/а, связывая воедино присутствие и отсутствие, переводя катушку в регистр представленной. Данная игра – не столь игра с объектом, сколь та, что дает место самому субъекту, место, из которого возможна его субъективация, в котором он сможет расположиться как субъект, из которого объекты становятся представленными.
Третья сцена: выплевывание
Данную сцену мы можем обнаружить у Фрейда в работе «Отрицание». Речь идет о суждениях атрибуции, которые Фрейд артикулирует на языке оральных влечений: «это выплюну, это помещу внутрь». Выталкивание делает возможным разговор о том, что есть нечто внутреннее, до акта выталкивания нет ни внешнего ни внутреннего. Как мне представляется, сама возможность этого выталкивания и производимой Фрейдом разметки внешнее/внутренее позволяет перевести разговор в поле судеб орального влечения, а именно, в поле оральной кастрации. Напомню, что особенность орального влечения в психоанализе связана с тем, что оно полагает саму возможность структуры.
Четвертая сцена: зеркало
Еще одна сцена, безусловно, стягивается к зеркалу, к моменту, когда ребенок начинает узнавать свое отражение в зеркале. Это узнавание, помимо того, что сопровождается аффектом радости, захваченности происходящим, несет в себе важный жест. Это жест оборачивания на того, кто рядом у зеркала, в поисках взгляда, который бы удостоверял причастность видимому в зеркале.
В стадии зеркала обнаруживается захваченность образом, который опознается как свой, но в этой захваченности, с топологической точки зрения, наличествуют довольно серьезные курьезы, так как зеркальный образ не подобен, при этом два неподобных стягиваются в одно, в некую иллюзию подобия. В случае с аутистическим субъектом нет ни жеста узнавания себя в видимом в зеркале, ни жеста оборачивания, он абсолютно индифферентен к своему отражению.
Попробуем проследить невозможности той или иной сцены в их клинических проявлениях, вновь вернувшись к каждой из них.
И вновь, сцена первая
В данной сцене наличествует два логических момента. Первый связан с криком, буквально перерезаемом голосовой щелью, второй – с ответом на этот крик и с появлением голоса Другого, в котором задействовано ухо слушающего. Именно здесь, в невозможностях перехода от первого момента ко второму, как представляется, кроются сложности вхождения субъекта в язык.
Аутистический субъект производит впечатление не вычленяющего голос Другого из прочей звучащей материи, абсолютно безразличного к нему, либо, напротив, имеющего дело с чем-то невыносимым, что проявляется часто в жесте закрывания ушных отверстий. Здесь мы сталкиваемся с довольно сложным вопросом: каким образом из сплошного потока шумов, неразличимых в своем основании, начинает выделяться нечто, что обретет впоследствии статус объекта-голоса?
Подсказки есть, и у Фрейда, когда он говорит о том, что любое восприятие человеческого существа всегда носит сложносоставной характер, и у Лакана, в его размышлениях о том, что голос вписан в первые сотрясения плоти означающим порядком, в то, что Лакан связывает с особым йазыком, с lalange: «только такого рода сожительство с йазыком дает существу право зваться существом говорящим»1.
Довольно интересные рассуждения на этот счет есть также у Дольто. Она говорит о важности включения слов в телесные обмены, размышляя на тему предречевых фонем и речи значимого другого, который сопрягается со всем опытом восприятий: «Слова, прежде чем они обретут смысл, должны обрести телесность, быть, по крайней мере, включены в обменные процессы в отношенческом образе тела»2.
В логике присутствий и отсутствий объектов у эрогеных зон именно голос материнского другого предстает как обещание встречи, «которую он ждет с напряжением к наслаждению, что влияет на слуховое распознавание этого голоса»3. Дольто говорит о «мамаизации» голосом матери всех восприятий, именно так объект-голос отделяется, формируя длинную цепь символического порядка, запускающую судьбу влечения. Ребенок приступает к «использованию модулированной речи еще без грамматики, и когда он начинает говорить, он уже является потенциально говорящим: он “глотает фонемы” ушами и должен вернуть фонемы глоткой»4.
Голос интересен с точки зрения того, что позволяет ввести субъекта в пространство Другого. Ведь «поначалу субъекту, S, сообщать попросту нечего – нечего по той простой причине, что все средства коммуникации находятся с другой стороны, в поле Другого, от которого субъекту и предстоит их еще получить»5. По сути, речь идет о существовании мифического субъекта, еще не претерпевшего расщепления, либо субъекта дозеркального, в котором нет ничего, что стягивалось бы в некое представление о себе.
И если свое сообщение субъект, по мысли Лакана, получает от Другого, то здесь парадоксальным образом еще нет того, чьим собственным может оказаться сообщение. «Первое появление этого последнего, вписанное в эту таблицу, это всего лишь Кто я? – бессознательное, ибо формулировке не поддающееся. Ответом на него, до того, как оно окажется сформулировано, станет Ты еси.
Иными словами, субъект получает поначалу собственное свое сообщение в обращенной форме»6, то есть собственным оно становится будучи полученным от другого. Лакан говорит, что «получает он его поначалу в прерванной форме. То, что он поначалу слышит – это Ты еси, без всякого атрибута»7. Это крайне важный момент, – сообщение, идущее от Другого, слышится как ты есть, в нем нет еще того, что свяжет с некими смысловыми пристежками.
При этом, голос, который идет в связи с присутствием Другого, дает потенциальную возможность субъекту разместиться в порядке языка. Этот голос – своего рода призыв, зов порядка символического с настоятельным требованием становления субъекта. Иные атрибуции к существующему, которые определят всю систему идентификационных сюжетов, появятся позже.
Какого рода находки в этой невозможности сборки субъекта в отношениях с голосовым объектом возможны? Я сейчас говорю о конкретных случаях, так как уверена, что каждый раз, в работе с конкретным субъектом, мы имеем дело с необходимостью нового изобретения. Приведу конкретные примеры.
В одном случае речь шла о субъекте, который производил впечатление абсолютно не вычленяющего голос другого, соответственно, не слышащего речь другого, тем не менее, в этой неразличимой для него звуковой материи все же обнаружилось то, что он, по всей видимости, выделял: он простукивал помещение, будучи поглощеным этим процессом.
Это и явилось объектом, вокруг которого завязалась работа. Другой субъект не произносил, буквально, ни звука, хотя иногда еле заметно проявлялось нечто, имитирующее речь, причем в двух тембрах, высокого и низкого голоса. Именно это стало тем объектом, вокруг которого смогла завязаться находка. Еще один момент связан с существеннейшим тактом привхождения голоса Другого, а именно – толикой музыкальности, ритма, модуляции, и в одном конкретном случае помещение фонем в тягучий музыкальный лад посредством пропевания слова как будто бы подвигло субъекта на возможность вычленять речь Другого из прочих звуков.
...сцена вторая
Напомню, это игра в катушку, которая переводит объект в регистр представленного. В связи с этим хочется говорить об особом объекте аутиста, который не может быть представлен. Аутистический субъект, его тело, оказывается в постоянной спайке с таким объектом, который, буквально, поддерживает его существование.
Это может быть что-то твердое, массивное, но эти объекты не являются объектами представленными, это те объекты, которые не обнаруживаются как те, что даны в пульсации отсутствия и присутствия, это не объекты, которые можно совмещать с другими, соединять в некие игровые цепочки. Это объекты, данные в своей массивности и неразличенности, в невозможности запустить ту игру, что описана Фрейдом в игре в катушку. Разделение на внутреннее/внешнее не производится, объект аутистического субъекта – не экстимный объект, но этот объект также может быть тем, через который может завязаться работа.
У Дольто на этот счет есть очень интересное описание, в котором мы оказываемся свидетелями ее встречи с ребенком в парке, когда разыгрывается сцена, аналогичная сцене с катушкой, но на сей раз со шляпой. Благодаря участию Дольто, ее словам, шляпу, которая, безусловно, уже пульсировала на грани представленности для субъекта, удается окончательно ввести в игру отсутствия/присутствия, перевести в регистр представленной.
В связи с этим возникает вопрос: есть ли способы, способствующие символизации аутистического объекта? Как мне представляется, клиника сложноорганизованных замкнутых цепей Эрика Лорана8 во многом нацелена на такого рода работу, на возможность ввести аутистический объект в пульсацию исчезновения/появления посредством сопровождения словами Другого.
…сцена третья
Напомню, она отсылает к суждениям атрибуции на языке оральных влечений как выплевыванию того, что станет основой я-неудовольствия /Unlust-Ich. Невозможность сцены отсылает к невозможностям оральной кастрации, эрогенизации рта в оформлении данного отверстия в символическом порядке. Рот остается рванной дырой, куда заталкиваются несъедобные предметы, кулаки, рука в целом. С этой невозможностью эрогенизации рта иногда связано изобретение самого субъекта.
К примеру, один из аутистических субъектов помещал в рот нечто тяжелое, несъедобное, твердое, некий кусочек, который он всегда носил с собой. Потом этим объектом, постоянно носимым во рту, стало колечко, через которое он протаскивал язык, будто производя буквальное утяжеление и стягивание этой неоформленной в символическом дыры. Колечко выполняло также функцию объекта, о котором речь шла выше.
Еще в одном случае таким оральным объектом была слюна, которую субъект в больших количествах взбалтывал во рту до пенообразного состояния, в какой-то момент слюна стала объектом, позволяюшим встраивать другие объекты в отношения. В ходе анализа это был тот самый объект, выделение которого также способствовало некоей возможности топологического выворачивания ткани психического и привхождения границ внешнее/внутреннее.
...сцена четвертая
Это сцена у зеркала и невозможности жеста оборачивания на того, кто рядом. И если Нарцисс в мифе захвачен зеркальным образом, в котором он не опознает свой, и не может отвернуться от смертельной захваченности им, то здесь, в случае аутистического субъекта, нет захваченности зеркальным образом, образ недифференцирован, нет возможности его выделения.
Один из сюжетов, который предстает для меня крайне значимым и подвигающим на размышления о пространственности – речь идет о конкретном случае, – когда субъект все же не совсем индифферентен к отражению: очень слабый, почти незаметный интерес есть, и когда он обнаруживается, то всякий раз он разворачивается и, буквально, пятится спиной к зеркальной поверхности, как будто складывая себя с плоским зеркальным образом.
В этом можно усмотреть затруднения с точки зрения топологического выворачивания психики, позволяющей опознавать себя в зеркальном образе в трехмерном изображении с инверсией третьего измерения, в обнаружении подобия в неподобном. Отсюда – буквальное складывание себя с плоским зеркалом. Полагаю, что эта невозможность стадии зеркала как основополагающей в присвоении образа заставляет искать радикально иные стратегии субъективации в присвоении себе образа.
Стоит упомянуть в связи с этим интересные разработки Ж. Б. Бюфис, которые нацелены на попытку конституирования представления о себе, если можно так выразиться, в обход стадии зеркала. Идея заключается в том, чтобы аутистический субъект оставлял свои следы на бумаге, переводя хаотичные движения, стереотипии, из трехмерного измерения в двухмерную плоскость листа. В оставленных следах-рисунках выявляются ритмически повторяющиеся фрагменты. Линии, записи, следы, мазки предстают как письмо, организующее психическую реальность, которое способствует конструированию границы внешнее/внутреннее за пределами зеркала.
Топология аутистического субъекта
Итак, попробуем подобраться к аутистическому субъекту с топологической точки зрения. Что мы имеем? Невозможность кастраций и утрат у отверстий тела, что приводит к невозможности формирования топологической пустотности; эти места не становятся источниками эроса, то есть источниками связи с другим. Болезнь эроса, так иногда говорят об аутизме, из аутоэротизма изъят эрос.
Можно ли в таком случае говорить о психической поверхности? Из каких элементов она сплетена? Идет ли речь о поверхности, которая не имеет возможности вывернуться через отверстие, обрести в полной мере характер топологической? Есть ли гипотетическая возможность завязывания узла, или за отсутствием дифференциации нитей символического, воображаемого, реального, мы не можем так ставить вопрос?
Вроде бы многое говорит об отстутствии той дыры, что, будучи оформленной порядком означающих, позволит сформировать пустоту, вокруг которой завернется поверхность, обретая характер топологической. Быть может, отсюда иногда попытка буквально проделать дыру в теле, вырвать кусок из плоти, что часто выражено в жесте кусания своего тела, как отчаянной попытки продырявить пространство.
Для аутистического субъекта также порой невыносима пустотность объектов, как будто отсутствует возможность выдержать функцию вместилища. Между тем, именно такого рода отделение и позволяет отождествить себя с человеческим объектом в чистом виде.
Тело аутистического субъекта радикально отброшено, в строгом психоаналитическом смысле этого слова; в случае аутистического субъекта не происходит возврата наслаждения ни в место Другого, как в паранойе, ни в тело, как при шизофрении. Можно ли в связи с этим говорить о сфере? Когда нет пустотности на поверхности, оформленных краев и каемок, отверстий во плоти, которые бы оформлялись означающим порядком и становились бы источниками Эроса?
Мне представляется, что если все же попробовать помыслить топологию аутистического субъекта, то это не просто сфера, в которой нет никакой топологической оригинальности. Можно обнаружить намечаемую пульсацию частичных влечений и объектов, которые вычленяются из массивной неразличенности. Это, на мой взгляд, и есть места возможного топологического выворачивания, а значит, усложнения психики. В клинике находка может строиться вокруг этой пульсирующей кромки.
Интересно, что подтверждение этим мыслям я обнаруживаю в первом Семинаре, то есть задолго до обнаружившегося интереса Лакана к топологическим поверхностям. Говоря о случае Дика, Лакан уточняет: «однако и такая реальность не является совершенно обесчеловеченной. На своем уровне она имеет значение. Она уже символизирована, так как ей можно придать смысл.
Но поскольку она предшествует всякому движению ухода-прихода, речь идет лишь о преждевременной, застывшей символизации и об одной-единственной первичной идентификации, имя которой – пустота, тьма. Человеческим в собственной структуре данного субъекта является лишь это зияние – единственное, что дает в нем ответ. И лишь с таким зиянием существует контакт»9.
В лакановском смысле можно помыслить отсутствие пространственно-временной протяженности психики аутистического субъекта. В 11 Семинаре Лакан говорит о двух операциях становления субъекта – отчуждении и сепарации, которые он записывает с помощью дизъюнкции и конъюнкции. Впрочем, речь идет не столь о логических операцииях, сколь о самой топологии становления субъекта, или, как говорит Лакан, топологии, призванной «дать отчет о том, как складывается субъект»10.
Начинает Лакан свое продвижение с различения поля субъекта и поля большого Другого. «Другой является местом, – говорит Лакан, – где находится цепочка означающего – цепочка, управляющая всем тем, что, со стороны субъекта, способно предстать налицо, это поле того живущего, где предстоит субъекту явиться»11.
В первом логическом такте речь идет о субъекте, еще только призванном к субъективации, он – объект наслаждения Другого, и только призван войти в цепочку означающих. Что на стороне потенциального субъекта? На его стороне, по словам Лакана, влечение. Тут может возникнуть вопрос. О каком влечении идет речь? Лакан поясняет – о частичном. В операции отчуждения, или логической дизъюнкции, мы имеем дело с логикой, которую Лакан иллюстрирует примером «кошелек или жизнь». Дизъюнкция модифицирована, так как, по сути, выбора нет, ведь выбрав кошелек, мы теряем жизнь.
Операция сепарации, которая записывается логической конъюнкцией, связана с отделением субъекта от чего-то. Вторая нехватка связана с объектом маленькое а, и связана с частичными влечениями: с голосом, взглядом, грудью, экскрементом. Сепарация имеет место в конфигурации четырех элементов: субъект, Другой, нехватка субъекта и нехватка Другого.
Эффектом этих операций становится соединение двух означающих, S1 и S2: в пространстве Другого возникает первое единичное означающее, которое представляет субъекта другому означающему. Ответом нехватке, возникшей в последующем временном такте, становится нехватка, порожденная в такте предыдущем. Эти две операции находятся в отношении логического времени или времени предшествования. Отчуждение предшествует сепарации, но говорить об отчуждении без сепарации возможности нет.
В 11 Семинаре Лакан говорит: «Когда интервала между S1 и S2 нет, когда первичная пара означающих сливается, инкорпорируется в одно, мы имеем модель, подходящую для целого ряда случаев, – хотя место, которое субъект в каждом из этих случаев занимает, не одно и то же»12. Слитность первоначальной означающей цепи в единую массу свидетельствует о невозможности разворачивания пространственно-временной протяженности психического.
И последнее. Хотелось бы сказать о тех этических посылках, к которым я прихожу и которые для меня предстают необходимыми для самой возможности приближения к аналитической позиции в работе с аутистическим субъектом.
Первая этическая посылка – перед нами именно субъект, а не пред- или до-субъект. Его экстерриториальность порядку человеческого не означает, что мы имеем дело с биологическим существом. Именно это игнорируется многими бихевиористскими подходами к субъектам, стигматизированным этим диагнозом, которые не усматривают в нем потенциальное речесущество и нацелены исключительно на успешную поведенческую адаптацию и приспособление.
Второй момент. Мне представляется, что необходимо отказаться от любых идей причинности. Речь не только о многочисленных теориях поиска биологических, физиологических, генетических и прочих первопричин. Подобного рода идеи с легкостью проникают в психоанализ, к примеру, когда первопричиной признается мать с использованием различных качественных ее характеристик, вроде холодная, депрессивная и пр.
И вроде бы, мы имеем дело с довольно очевидным положением, что становление субъекта связано с первичным материнским другим, благодаря которому ребенок выживает в смысле собственной биологической недостаточности. Безусловно, именно здесь что-то происходит, но вот что именно? Некая недостаточность чего-то?
А может, напротив, избыточность чего-то? Представляется, что помещение причины в мать предстает большим упрощением, вульгаризацией, огрублением мысли. Масса теорий такого рода ничего не дают ни с точки зрения теоретической, ни клинической, ведь поиск причин лишь способствует позиции знающего, в то время как речь может идти о потенциальной возможности аналитического акта, который может нечто поменять для субъекта.
- 1 Лакан Ж. Еще (Семинар, Книга XX (1972/73)). М.: Изд-во «Гнозис», Изд-во «Логос», 2011. С. 169.
- 2 Дольто Ф. Бессознательный образ тела. Ижевск: ИД «ERGO». 2006. С. 40.
- 3 Там же. С. 86.
- 4 Там же.
- 5 Лакан Ж. Тревога (Семинар, Книга X (1962/1963)). М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос», 2010. С. 338.
- 6 Лакан Ж. Тревога. С. 339.
- 7 Там же.
- 8 Laurent E. La bataille de l autisme: de la clinique a la politique. Paris, Navarine /Champ Freudien, 2012.
- 9 Лакан Ж. Работы Фрейда по технике психоанализа (Семинар, Книга I (1953/1954)). М.: Гнозис/Логос, 1998. С. 96.
- 10 Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа (Семинар. Книга XI(1964)). М.: Гнозис/Логос, 2004. С. 217.
- 11 Там же.
- 12 Там же. С. 253.
4781