Введение-1

Олелуш

Введение-1

Можно ли задаться вопросом: что такое тело без органов? То есть понятно, что вопрос этот с необходимостью возникает при чтении «Анти-Эдипа», но по ходу чтения складывается впечатление, что ответ на этот вопрос ускользает сразу в двух направлениях. Во-первых, когда всё вступает в отношение со всем и всё функционирует в соответствии с актуальным синтезом, осуществляемым желающими машинами в процессе, в котором недействительны никакие предварительные концептуализации, никакие упорядочивающие системы отношений, – можно ли о чем угодно спрашивать «что это?»

Остается ли нечто чем-то определенным в логике шизопотоков? Дело не только в том, что любое значение оказалось бы слишком мимолетным для того, чтобы закрепиться за соответствующим ему объектом, скорее, проблема определения заключается в том, что желающие машины в своем движении не руководствуются никакими значениями и не предполагают вообще никакой репрезентации1. Во-вторых, тело без органов возникает тут и там в неком апофатическом ключе. Как будто оно воплощает не нечто, что можно было бы назвать сущностью, а саму логику ускользания от о-существления. Как бы то ни было, по словам Гваттари и Делеза «нельзя, да и не следовало бы даже и думать о том, чтобы описать шизофренический объект без его привязки к процессу производства»2. В шизологике тело без органов можно попытаться описать только в связи с теми процессами, в которые оно тем или иным образом вступает.

Желающие машины, взаимодействуя (машины машин), делают нас организмом, но этот организм не ограничен в своем функционировании одной-единственной логикой: частичные объекты подключены к различным потокам производства, и эти потоки, пересекаясь, каждый в сво­ей логике включают общие для них объекты, присваивая им разное значение3. Бесконечное взаимодействие желаю­щих машин, бесконечный процесс производства и потре­бления – таково функционирование бессознательного, по Гваттари-Делезу, делающее нас организмом. Всё работает, всё вступает в отношения, что подразумевает не только множественность машин, но и множественность возмож­ных точек зрения: нет доминирующей машины, которой бы подчинялось производство; нет точки зрения, кото­рая позволяла бы описывать объекты, задействованные в производстве. В этом бесконечном движении возникает «огромный недифференцированный объект»4, сама аб­сурдность процесса.

Тело без органов появляется в тексте как остановка в процессе производства («непонятная и совершенно неожиданная остановка»), возможно, как ло­гическое дополнение к процессу (движение/остановка), нечто вроде Высший дар – нерожденным быть; Если ж свет ты увидел дня – О, обратной стезей скорей В лоно вернись небытья родное!5

Мы начинаем чтение книги с того, что «Оно функциониру­ет повсюду, иногда без остановок, иногда с перерывами»6 . В этой фразе уже появляется первый подход к телу без органов – в слове перерыв: перерыв в функционировании Оно – место тела без органов:

«Желающие машины делают нас организмом; но в лоне этого производства, в самом его производстве тело страдает от того, что оно так организовано, что у него нет другой организации, что у него вообще есть какая-то организация»7. Машины застывают, органы утрачивают свою связность друг с другом, ничто не работает: застывшая неорганизованная масса. «Полное тело без органов – это само непроизводительное, стерильное, непорожденное, непотребляемое»8. Это не некое качественное отличие от производительных машин, не возникновение новой сущности: это разница лишь во времени, остановка, после которой все заработает снова. Имя для тела без органов: влечение смерти. Желание не исключает тело без органов, оно желает как жизни, так и смерти, как производства, так и антипроизводства; влечение смерти, тело без органов, остановка – часть процесса9.

Мы не можем сказать, что тело без органов – это точка рефлексии или саморефлексии процесса, оно не произ­водит собственной точки зрения, не производит вообще ничего; «Тело без органов – это не свидетель изначально­го небытия, как и не остаток потерянной цельности. Глав­ное, оно – не проекция; ничего общего с собственным те­лом или образом тела. Это тело без образа»10.

Тело без органов не желает быть организмом. Разделенность, взаимодействие, организованность ему невыносимы и отвратительны: «Машинам-органам тело без органов противопоставляет свою скользящую, матовую, напряженную поверхность. Связанным, соединенным или же срезаемым потокам оно противопоставляет свой аморфный недифференцированный ток. Фонетическим словам оно противопоставляет вздохи и крики, которые оказываются множеством неартикулированных единиц»11. Желающие машины преследуют его, пытаясь вовлечь в производство, организовать. Тело без органов отталкивает их. «Между желающими машинами и телом без органов разгорается явный конфликт»12.

Поскольку желающие машины не исключают тело без органов из процесса производства, его сопротивление этому вовлечению делает его объектом, преобразующим весь процесс. Оно оказывается не просто частью среди других частей, но неким целым среди частей. Не частью процесса, но поверхностью, на которой все происходит; не смыслом происходящего, а поверхностью записи. Некое разрастание, утратившее значение элемента и приобретшее значение константы, определяющей траектории движения по его поверхности желающих машин. Это дает начало процессу, отличному от производства и потребления – процессу регистрации, записи, в ходе которой процессы производства и потребления наделяются значением, ими не предполагаемым.

Логика записи не соответствует логике этих процессов, но придает им «мнимо объективное» значение; их движение, на ней не основанное, находит в этой логике мнимое основание. В чем отличие логики регистрации от логики производства-потребления? Производство-потребление соединяет элементы друг с другом, срезает потоки и стыкует срезы; регистрация выражает распределение срезов и соединений в отношении непроизводящей поверхности, отмечает места, направления: «…какой поток срезать, где срезать, как и в каком модусе? Какое место оставить другим производствам или антипроизводствам <…>? Нужно или не нужно задыхаться от того, что ешь, глотать воздух, испражняться ртом?»13.

Тело без органов, на поверхности которого осуществляют свои процессы органы-машины, не становится организмом; отталкивание, сопротивление продолжает действовать в их общем процессе, и это то, что дает начало шизоанализу: нет единой схемы действий, вписанной в тело без органов, нет того, что делало бы его организмом; любая запись на поверхности тела остается произвольной, нет смысла пытаться увековечить единую модель действий, дать единое, устойчивое объяснение того, «как это работает», «каков принцип организации этого тела».

Регистрация – это третья логическая ступень после (1) чистого производства-потребления и (2) отталкивания производящих машин телом без органов. Машины производства первой ступени и параноические машины,преследующие тело без органов на второй ступени, дополняются «безбрачными машинами», конструируемыми и регистрируемыми на поверхности тела без органов. Здесь появляется еще одно его «определение»: «Тело без органов – это яйцо, через него проходят оси и рубежи, линии долготы и широты, геодезические линии, градиенты, которые отмечают становления и переходы, направления того, кто развивается в них»14. Субъект появляется во взаимодействии тела без органов с производящими машинами не как сущность, а как производная процесса регистрации процессов на теле без органов, остаток, производимый этой регистрацией, испытывающий аутоэротическое наслаждение от того, как это работает, от различия интенсивностей на поверхности тела.

Шизо-субъект проживает все состояния («Ничего, кроме лент интенсивности, потенциалов, рубежей и градиентов»15), выстраивая бредовые конструкции в их произвольности, изменчивости, избыточности, и эти множественности не сводимы к эдипальной логике, и об этом речь пойдет дальше.

 

 

  • 1 «Или пусть перед вами завершенная машина, образованная из шести камней в правом кармане моего пальто (карман, который отпускает камни), пяти в правом кармане моих брюк, пяти в левом кармане моих брюк (передаточные карманы), последнего кармана пальто, принимающего использованные камни по мере того, как они поступают из других карманов, – каков результат этой схемы перераспределения, в которую рот сам вклинивается как машина для сосания камней?» (Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 15).

 

 

 

 

  • 2 Там же. С. 19.

 

 

 

 

  • 3 «Несомненно, каждая машина-орган интерпретирует весь мир согласно своему собственному потоку, согласно энергии, которая истекает из нее: глаз интерпретирует все в терминах видения – говорение, слушание, испражнение, целование... Но всегда устанавливается связь с другой машиной, через трансверсаль, в которой первая срезает поток другой или “видит”, как ее поток срезается другой машиной» (Там же. С. 19).

 

 

 

 

  • 4 Там же. С. 21. «…Он не был приспособлен для какого бы то ни было использования, он не подходил ни к чему, чего стоило бы ожидать от стола. Тяжелый, громоздкий, – его вряд ли вообще можно было куда-то перенести. Никто не знал, как за него взяться (ни руками, ни умом). Столешница, полезная часть стола, постоянно уменьшавшаяся, исчезала, поддерживая столь ничтожную связь с громоздким строением, что уже невозможно было думать о целом как о столе, разве что как об отдельном предмете мебели, неизвестном инструменте, применения которому не сыщешь. Обесчеловеченный стол, который не производил никакого уюта, который не был буржуазным, деревенским, дачным, кухонным или рабочим. Стол, который ни к чему не приспосабливался, который защищал себя, который отказывался от службы и общения. В нем было что-то ошеломительное, окаменевшее. Он мог бы навести на мысль об остановившемся двигателе» (Там же. С. 20).

 

 

 

 

  • 5 Софокл. Эдип в Колоне. Пер. Ф. Ф. Зелинского.

 

 

 

 

  • 6 Там же. С. 13.

 

 

 

 

  • 7 Там же. С. 22.

 

 

 

 

  • 8 Там же.

 

 

 

 

  • 9 «Тело без органов – это непроизводящее; но оно производится на своем месте и в свое время в коннективном синтезе как тождество производства и произведенного (шизофренический стол – это тело без органов)» (Там же).

 

 

 

 

  • 10 Там же.

 

 

 

 

  • 11 Там же. С. 24.

 

 

 

 

  • 12 Там же.

 

 

 

 

  • 13 Там же. С. 65.

 

 

 

 

  • 14 Там же. С. 38.

 

 

 

 

  • 15 Там же. С. 39.

 

 

1 —

5413

Автор