Природа человека
Елизавета Зельдина
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Вопрос о природе человека может располагаться в разных плоскостях психоаналитического рассуждения. С одной стороны психоанализ преследуют инстинкты, объединяющие человека с животным миром, с другой — нейрофизиология с ее отчаянными попытками локализовать психические процессы. Биология объясняет любые действия человека, любовь, желание, отношения нейрогуморальными процессами. На первый план выходят гормоны, феромоны, эндорфины, — субъект остается в стороне. Предлагаются способы и концепции управления собой и своим поведением, а также поведением других людей. Нужно лишь только знать их природу!
Недавно я получила письмо с предложением ознакомиться с новой работой некого ученого, доктора педагогических наук, которая называется «Мир когнитивной крысы». Когнитивная крыса — это модель человека, который эффективно выживает на современном рынке. Первое, что пришло мне тогда в голову: «Почему крыса?» Речь не о том, что это должен быть медведь или тигр, нет, я просто не могу понять, почему традиционная наука считает своим долгом объяснить психику человека через поведение животных. Почему она продолжает делать это снова и снова? Почему человек объясняется через природу? Что общего вообще у человека с природой?
Ученые утверждают, что основное отличие человека от обезьяны заключается в противопоставленном большом пальце и умении ходить на двух ногах. Что касается поведения и инстинктов, здесь особой разницы между ними нет. С крысой у человека различий также немного: именно крыса помогает открыть механизмы образования зависимости от наркотиков, изучить модели поведения, например, при депрессии. Крыса становится представителем человека в мире науки. Она становится его заместителем. Закономерно возникает вопрос: что же мы знаем о природе человека? Фактически, ничего, зато мы знаем все о природе крыс.
В 1895 году Фрейд предпринимает попытку объяснения психики через неврологию в «Наброске научной психологии». Как известно, развития такой подход не получает. Исследуя бессознательное двадцать лет спустя, Фрейд вспоминает эту попытку как неудачную: «все попытки разгадать локализацию душевных процессов, все усилия вообразить, как представления накапливаются в нервных клетках, а возбуждения перемещаются по нервным волокнам, потерпели полную неудачу. Такая же судьба постигла бы учение, которое попыталось бы, например, выявить анатомическое место системы Сз, сознательной душевной деятельности, в коре головного мозга, а бессознательные процессы поместить в субкортикальные части мозга»1.
Попытка объяснить психическое через природное, физиологическое, обречена на провал. Наверняка не предполагал Фрейд, что именно путем исследования локализации пойдет современная психология. Поиски природной, физиологической, субстанциональной основы психики займут множество времени и сил у нового поколения исследователей. А в результате природа психики человека, как и его бессознательное, так и останется бермудским треугольником на карте полушарий головного мозга.
Разговор куколок с иллюстрации Марии Заикиной очень напоминает мне современное положение дел в психологии, где непризнанным остается то, что нельзя потрогать и посчитать. Таким образом, психоанализ выносится за черту официального знания, где он хорошо соседствует с картами таро и спиритическими практиками.
Наверняка невозможность понять эту ситуацию объясняется отсутствием у меня в голове необходимой для этого структуры мозга.
- 1 Фрейд З. Психология бессознательного / Под ред. А.М. Боковикова. М.: «Фирма СТД», 2006
2077