Природа человека

Елизавета Зельдина

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Вопрос о природе человека может располагаться в разных плоскостях психоаналитического рассуждения. С одной стороны психоанализ преследуют инстинкты, объединя­ющие человека с животным миром, с другой — нейрофи­зиология с ее отчаянными попытками локализовать пси­хические процессы. Биология объясняет любые действия человека, любовь, желание, отношения нейрогуморальными процессами. На первый план выходят гормоны, феромоны, эндорфины, — субъект остается в стороне. Предлагаются способы и концепции управления собой и своим пове­дением, а также поведением других людей. Нужно лишь только знать их природу!

Недавно я получила письмо с предложением ознако­миться с новой работой некого ученого, доктора педагогиче­ских наук, которая называется «Мир когнитивной крысы». Когнитивная крыса — это модель человека, который эффек­тивно выживает на современном рынке. Первое, что пришло мне тогда в голову: «Почему крыса?» Речь не о том, что это должен быть медведь или тигр, нет, я просто не могу понять, почему традиционная наука считает своим долгом объяснить психику человека через поведение животных. Почему она продолжает делать это снова и снова? Почему человек объясняется через природу? Что общего вообще у человека с природой?

Ученые утверждают, что основное отличие человека от обезьяны заключается в противопоставленном большом пальце и умении ходить на двух ногах. Что касается пове­дения и инстинктов, здесь особой разницы между ними нет. С крысой у человека различий также немного: именно крыса помогает открыть механизмы образования зависимости от нар­котиков, изучить модели поведения, например, при депрессии. Крыса становится представителем человека в мире науки. Она становится его заме­стителем. Закономерно возникает вопрос: что же мы знаем о природе человека? Фактически, ничего, зато мы знаем все о природе крыс.

В 1895 году Фрейд предпринимает попытку объяснения психики через неврологию в «Наброске научной психологии». Как известно, развития такой подход не получает. Исследуя бес­сознательное двадцать лет спустя, Фрейд вспоми­нает эту попытку как неудачную: «все попытки разгадать локализацию душевных процессов, все усилия вообразить, как представления накапли­ваются в нервных клетках, а возбуждения пере­мещаются по нервным волокнам, потерпели полную неудачу. Такая же судьба постигла бы учение, которое попыталось бы, например, выя­вить анатомическое место системы Сз, созна­тельной душевной деятельности, в коре голов­ного мозга, а бессознательные процессы поме­стить в субкортикальные части мозга»1.

Попытка объяснить психическое через природное, физи­ологическое, обречена на провал. Наверняка не предполагал Фрейд, что именно путем исследо­вания локализации пойдет современная психо­логия. Поиски природной, физиологической, суб­станциональной основы психики займут множе­ство времени и сил у нового поколения исследо­вателей. А в результате природа психики чело­века, как и его бессознательное, так и останется бермудским треугольником на карте полушарий головного мозга.

Разговор куколок с иллюстрации Марии Заикиной очень напоминает мне современное положение дел в психологии, где непризнанным остается то, что нельзя потрогать и посчитать. Таким образом, психоанализ выносится за черту официального знания, где он хорошо соседствует с картами таро и спиритическими практиками.

Наверняка невозможность понять эту ситу­ацию объясняется отсутствием у меня в голове необходимой для этого структуры мозга.

 

 

  • 1 Фрейд З. Психология бессознательного / Под ред. А.М. Боковикова. М.: «Фирма СТД», 2006

 

 

1 —

2077

Автор