Синтетический синдром

Наталья Шапкина

Синтетический синдром

Выставка Татьяны Ахметгалиевой. Куратор – Елена Юшина

16.12.2011-11.01.2012

«Человек – это Бог на протезах», – сказал Зигмунд Фрейд в одной из своих самых (по) читаемых работ – «Неудобства культуры».

Как сильно изменились наши протезы за последние 20 лет… Вспоминаю, как впервые в детстве в моих руках оказались фломастеры, яркость которых не шла в сравнение ни с какими карандашами. Помню, как в моду в одежде вошли «кислотные» цвета: ярко желтый, оранжевый, зеленый. Помню, как круто было одеть на дискотеку что-то белое, светящееся опьяняющим голубым светом в темноте.

Помню звуки песен «Руки вверх», разлетавшиеся из стоявших в открытых окнах магнитофонов вдоль улиц нашего небольшого городка… Звуки эти, как бы ты к ним ни относился, были всегда рядом и были они совсем не похожи на те, что нас учили извлекать в музыкальной школе. О, где был Брайан Ино со своими лекциями?!

 

Синтетическое и электронное проникало в нас во многом через поп-культуру. Отголоски ее я чувствую, когда по телу вдруг за пару секунд пробегают мурашки переходящие в буйный хохот от первых нот песни «Крошка моя», которая, казалось, совсем не моя…

Культура – это, вообще, то, что вовне или то, что во мне?

«Человек – это, так сказать, своего рода бог на протезах, поистине величественный, когда он использует все свои вспомогательные органы, но они с ним не срослись и иногда доставляют ему еще немало хлопот»1. Протезы не срастаются. До конца не приживаются, остаются отчасти внешними и доставляют неудобства. Недаром выставка называется синтетический синдром – несмотря на то, что синтетическое в самом широком смысле прочно вошло в нашу жизнь – это еще и своего рода болезнь, синдром, от которого хочется избавиться. Но в психоаналитическом смысле, болезнь – это попытка исцеления.

Синтетический – это также искусственный, не природный. Не является ли этот синдром вообще основным синдромом, который, собственно, и делает человека человеком? Возможно, мысль невероятно банальная, но все же: мир человека в его отличии от животного – это мир культуры, мир символического в лакановском понимании. Культура же, какая бы родная она ни была, всегда остается инородной. Инородна она хотя бы потому, что была такой в детстве.

Учение чтению, письму, шитью… все это процессы вхождения в порядок культуры, чему ребенок оказывает порой отчаянное сопротивление. «Порядок – это своего рода навязчивое повторение»2, порядок прошивает тело и оцифровывает душу, предопределяя для психики человека сферу виртуального, где человек только и может обрести свое счастье. Даже если представить себе столь же сложную, в смысле упорядоченности, организацию у животных, то, тем не менее «ни в одном из этих государств животных и ни в одной из отведенных особям ролей мы не могли бы счесть себя счастливыми»3. Человеку необходимо занять свое место именно в человеческой культуре, или даже место это сконструировать.

Интересно то, что путь, которым женщина входит в символическую вселенную, практически неизбежно связан с рукоделием, например, шитьем и плетением. Помню, как трудно бывало в детстве аккуратно завязать узелок, чтобы он не был взлохмаченным на изнаночной стороне ткани. Еще одна важная мысль из «Неудобств культуры» Фрейда – это указание на уникальность и специфичность устройства души человека, где «наряду с последней фазой развития продолжают существовать и все более ранние»4, что для психоаналитика немыслимо представить в изобразительном плане. Однако искусство как раз может сыграть здесь очень важную роль не в качестве наглядного изображения души, но в возможности создания ситуации, где невидимое, но живущее в психическом, может выйти на первый план, стать ощутимым, проявиться чередой воспоминаний и фантазий.

Искусство помогает нам почувствовать того ребенка, которым мы когда –то были сквозь тех дам и господ, которыми мы стали. Выставка, созданная благодаря творческому союзу художницы Татьяны Ахметгалиевой и куратора Елены Юшиной, создает атмосферу смелой игры детской беспечной небрежности и отточенного профессионализма, что позволяет погрузиться в размышления о мире внешнем и внутреннем порой совершенно неожиданным образом.

 

 

  • 1 Фрейд З. «Неудовлетворенность культурой» // Фрейд З. Вопросы общества Происхождение религии. М.: ООО «Фирма СТД», 2008.— с.222

 

 

 

 

  • 2 Там же с. 223

 

 

 

 

  • 3 Там же с. 250

 

 

 

 

  • 4 Там же, с. 202

 

 

1 —

2723

Автор