Курс по детскому психоанализу
04.02.
2019
31.05.
2019
Айтен Юран
Курс по детскому психоанализу
Событие завершено

Анонс

Курс основан на теоретических положениях Фрейда З., Лакана Ж. и Дольто Ф. Наследие Дольто дает очень сильные ориентиры в клинической работе с юным субъектом, в то же время, можно сказать, что оно практически не раскрыто для русскоязычного читателя и в силу отсутствия хороших переводов, и в силу того, что ключи для осмысления ее теоретических положений лежат в поле психоанализа Лакана. 
Данный курс может быть интересен практикующим психоаналитикам, приступающим к своей практике, а также тем, кто имеет отношение к юному субъекту в иных институциях, — педагогам, медикам, воспитателям. 

В программе курса: прояснение основных этических ориентиров подхода к юному субъекту, вопросов детской сексуальности, положений стадии зеркала Лакана и Дольто, логики эдипализации субъекта, сексуации биологической девочки и становления в женской позиции, внимательный разбор положений теории Франсуазы Дольто. Все перечисленные вопросы сопровождаются разбором клинических случаев. 
 

Ниже представлена программа курса включающая три модуля и программу лекций:

4-8 февраля

Первый модуль: Ребенок зеркала. Клиника аутизма.
Данная часть посвящена вопросам сборки психики в фазе первичного нарцизма Фрейда, в стадии зеркала Лакана и в фазе зеркала Дольто. Мы продвинемся в сторону нюансов данной сборки, удерживая в качестве горизонта нашего размышления аутистического субъекта. При том, что диагноз "аутизм" предстает на сегодня чуть ли не основополагающим, и описывающим самые разные "симптомы", мы попробуем ввести в это поле некую дифференциацию для более строгого очерчивания позиции аутистического субъекта. Стоит сказать, что клиника «аутизма» — поле серьезных противодействий психоанализу со стороны множества иных бихевиористских подходов. Пожалуй именно здесь, — в выявляемых подходах к аутистическому субъекту, наиболее ярко высвечивается этическое острие многих проблем и вопросов психоанализа.
 

Программа лекций первого модуля

ЭТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В ПОДХОДЕ К ЮНОМУ СУБЪЕКТУ. ВВЕДЕНИЕ
Этические ориентиры в подходе к юному субъекту. Разбор некоторых положений, позволяющих настроить суть психоаналитического подхода: отсутствие границы норма/патология, невозможность пристежки к хронологической временной разметке в вопросе становления субъекта. Разбор положения Дольто: «ребенок не существует». Важность речевого измерения в отношениях с ребенком как исходной точки, дающей шанс становления субъекта. Речь Другого как поле формирующее психику субъекта. Этическая максима Дольто: «говорить с ребенком!». 
ИСТОРИЧНОСТЬ СУБЪЕКТА И ВОПРОС ПЕРВОСЦЕНЫ
 Первосцена и возможность ее сборки как необходимый фантазм в вопросе становления психики. Пробелы в историчности субъекта. Бессознательное знание ребенка. Симптом как способ социальной связи. Трансформации сцены Эдипа в современности (новые формы зачатия, новые формы семейного устроения и система именований отношений родства и пр.). Разбор заметки Лакана «О ребенке» (1969). Две возможные клиники: ребенок как симптом отношений и ребенок как восполняющий материнскую нехватку. Прояснение нюансов клинической работы. 
ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХИКИ
Инфантильная сексуальность. Попадание ребенка в поле зрения психиатрии (М.Фуко) и дискурс мастурбации. Открытия Фрейда как способ вывести детскую сексуальность и разряда патологической. Детская сексуальность и вопрос психической памяти. Способы психического цензурирования детской сексуальности: невроз, психоз, перверсия. Субъект бессознательного и логические такты становления психики. Механизм последействия и двухступенчатое начало сексуальной жизни.  
СТАДИЯ ЗЕРКАЛА ЛАКАНА. ФАЗА ЗЕРКАЛА ДОЛЬТО.
Стадия зеркала Лакана. Настройка сцены Другого и обнаружение представлений о себе. Формирование функции я. Отношения с идеальным я. Случаи Дика и Робера. Влечение к смотрению, логические такты его разворачивания. Раскол между глазом и взглядом. Фаза зеркала Дольто. Зеркало в Другом и зеркало как «холодная поверхность». Опыт зеркала как испытание, которое проходит субъект. Эффекты стадии зеркала, коренные различия в подходе Дольто и Лакана. Клиническая применимость данных различий. 
АУТИСТИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ.
Психоаналитические подходы к аутизму. Противостояние поведенческих и психоаналитических подходов. Диагноз аутизм и сингулярные способы невозможности вхождения в человеческое измерение. Клинические находки. Игра Fort/Da. Аутистический субъект и голосовой объект. Взгляд Другого, невозможность стадии зеркала. Особенности отчуждения/сепарации. Объект аутистического субъекта. Этическая составная.
 

8-12 апреля

Второй модуль: Логика эдипализации субъекта. Клиника фобии.
Данная часть курса связана с вопросами обретения ребёнком пола. Мы подробно рассмотрим различные логические такты сексуации человеческого существа. В фокусе нашего внимания будет ассиметрия между становлением мальчика и девочки, а также попытка обнаружить тот момент, с которого данная ассиметрия в вопросе становления пола дает о себе знать. В психоанализе Фрейда и Лакана больше внимания уделяется вопросу становления мальчика, об этом говорит сам Фрейд, называя вопрос женской сексуации «черным континентом». Дольто удалось много интересного сказать на этот счет: и в вопросе самой возможности открытия в психике данного различия, и в выявлении множественных логических этапов формирования женской позиции. В данном курсе мы подробно остановимся на логических тактах сексуации девочки. Все разборы сопровождаются клиническими материалом. 

Также нас будет интересовать вопрос клиники фобии. Вслед за интуицией Дольто мы попробуем различить два вида фобий – та, которая гомологична описываемой Фрейдом в случае маленького Ганса, и ту фобию, что удерживает от развязывания психоза, о которой говорит Дольто. Особое внимание на протяжении всего курса будет уделяться нюансам так называемых «современных симптомов», и особенностей изменений эдипальной сцены. 
 

Программа лекций второго модуля

ТРИ ЛОГИЧЕСКИХ ТАКТА ЭДИПАЛИЗАЦИИ
В первой лекции мы займемся выделением различных тактов эдипализации субъекта с учетом трех типов нехватки. В качестве ключевого момента рассматривается смещение ребенка из позиции объекта Другого. Особое внимание в лекции мы уделим вопросу эдипова обещания в третьем логическом такте и вариантам его проявленности в клинике. 
ОТЦОВСКАЯ ФУНКЦИЯ И ОБРЕТЕНИЕ ПОЛА РЕБЁНКОМ
На второй лекции нас будет интересовать работа отцовской функции в вопросе обретения пола. Отцовскую функцию мы рассмотрим в разных регистрах, взяв за основу ряд клинических описаний. Также нас будут интересовать клинические аспекты сложностей вхождения ребенка в порядок письма, счета, букв. 
ТЕОРИИ ДОЛЬТО. ПОЛ И РАЗЛИЧНЫЕ ФАНТАЗИИ СУБЪЕКТА
На третьей лекции мы займемся нюансами выделения Дольто двух типов кастраций – первичной неэдипальной и вторичной эдипальной кастрации. Мы рассмотрим то, как именно данный вопрос становится актуальным для ребенка. Также мы подберемся к одному из возможных фантазмов субъекта, а именно, «ребенка бьют», а также к семейному мифу и двум этапам его реализации. Вопрос лжи ребенка будет еще одним важным моментом нашего продвижения в вопросе эдипализации субъекта.
СЕКСУАЦИЯ ДЕВОЧКИ И СУТЬ АСИММЕТРИИ С СЕКСУАЦИЕЙ МАЛЬЧИКА
На четвертой лекции с опорой на книгу Дольто «Женская сексуальность» мы начнем рассматривать различные этапы занятия биологической девочкой женской позиции, различные тупики и невозможности данного становления. Также мы попробуем клинически разобрать несколько «женских» случаев, описанных Фрейдом, которые ставят множество вопросов в контексте обретения пола девочкой.
ДВА ТИПА ФОБИЙ
На пятой лекции мы подробно займемся вопросами фобий, попробуем задаться вопросами о возможностях клинического различения двух их типов. Один тип фобии связан с восполнением недостаточности работы отцовской функции, второй предстает симптомом, предотвращающим разворачивание психоза. Разборы сопровождаются клиническими описаниями. Еще одной важной вехой для данной лекции будет различение двух видов детских симптомов, нас будет интересовать тот, что связан с реальным Другим (понятие, вводимое Ш.Мельманом), и завязыванием узла между психической реальностью родителя, и симптомом, помещенным в тело ребёнка. 

Программа лекций третьего модуля

Лекция 1
Введение. Бессознательный образ тела Дольто. Понятие «образ/image» и его ребусное рассечение. Базовый бессознательный образ тела и его модальности: дыхательно-обонятельный, голосовой и оральный. Фобия как фантазм, угрожающий жизни. Провал в базовом бессознательном образе тела. Случай Фредерика. Элементы установления психоаналитического кадра.
Лекция 2
Функциональный образ тела. Эрогенный образ тела. Взаимосвязь трех составляющих в динамическом образе тела. Символообразующая и символоувечащая кастрации. Роль слова в кастрации и введение субъекта посредством запрета в закон. Случай Алекса. Элементы учреждения кадра: выявление проекций родителей на ребенка в запросе.
Лекция 3
Пупочная кастрация. Оральная кастрация: эффекты символопорождающей и символоувечащей кастрации. Случай Себастьяна. Установление кадра: разбор фрагмента из «Семинаров детского психоанализа».
Лекция 4
Примордиальный, первичный и вторичный нарциссизм и их взаимоотношение. Анальная кастрация и ее эффекты. Связь двигательного аспекта с анальной кастрацией. Автономность тела и запрет на причинение вреда другому. Случай Леона. Элементы конструирования аналитического кадра. Гипотезы-конструкции в анализе.
Лекция 5
Догенитальный и генитальный субъект Дольто. Сборка психики в логике кастраций: взаимосвязь анальной, первичной и вторичной кастрации. Роль стадии зеркала. Голосовое влечение. «Мамаизация» объектов и лакановский lalangue. Символическая плата в учреждении кадра.
 
Контакты
special.veip@gmail.com

Телефон: 8-800-3333776 (доб. 1) 
с 10:00 до 18:00 (по будним дням)
 
Стоимость каждого модуля 14 000 рублей.