Невроз навязчивости/ Zwangneurose/ nevrose obsessionnelle

Ирина Румянцева

Невроз навязчивости/ Zwangneurose/ nevrose obsessionnelle

«Когда мы встречаем страдающего неврозом навязчи­вости в первозданном, природном его состоянии – таким, каким он выглядит в опубликованных наблюдениях… перед нами, как правило, человек, который говорит с нами главным образом о всякого рода препонах, торможении, затруднениях, страхах, сомнениях, запретах»1.

Невроз навязчивости был открыт Фрейдом в 1894-1895 годах. Он считал, что существует конфликт, который как мобилизует, так и блокирует энергию субъекта. А след­ствием этого конфликта являются сомнения и торможения.

С точки зрения механизмов происходит несколько про­цессов. 1) Смещение аффектов с первичного конфликта на другие представления. 2) Отмена некогда бывшего: субъект делает вид, будто его прежние поступки, слова, жесты вовсе не имели места: для этого ведёт себя противоположным образом. (Навязчивые действия происходят в два этапа, причём второй этап как бы уничтожает первый. Это связано с конфликтом между двумя побуждениями, а именно между любовью и ненавистью). 3) Изоляция мысли или поступка. Разрыв связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта. Это может проявляться в остановках в про­цессе мышления, использовании формул и ритуалов и т.п.

С точки зрения влечений Фрейд показал, что для ННС характерна амбивалентность, фиксация на анальной стадии, регрессия. С точки зрения топики это садомазо­хистское отношение, которое проявляется в форме напря­жённых отношений между я и сверх-я.

Жак Лакан замечает, что «за время своей деятельности Фрейд успел на этот счет [навязчивого невроза] сказать многое»2 и отмечает следующие заслуги Фрейда3:

1. Прежде всего он заметил, что так называемый пер­вичный травматизм невротика противоположен первич­ному травматизму истерика. У истерика это внезапное совращение, вмешательство, вторжение сексуальности в жизнь субъекта. У больного неврозом навязчивости психический травматизм служит опорой критики вос­создания, и потому субъект берет на себя, напротив, активную роль – роль, которая приносит ему удовольствие.

2. Затем в «Человеке с крысами» Фрейдом подчёркива­ется осознание сложности аффективных отношений, упор на аффективную амбивалентность, на противоположность активного и пассивного, женского и мужского, а также, что самое главное, на антагонизм любви и ненависти.

3. Наконец, клинический опыт и метапсихологическая проработка в теоретическом плане выявили в субъекте агрессивные тенденции, заставившие Фрейда провести различие между инстинктами жизни и инстинктами смерти. Согласно Фрейду, у страдающего неврозом навязчивости инстинкты жизни и инстинкты смерти, первоначально находящиеся в смешении, обособляются. Выделение разрушительных устремлений происходит у него преждевременно, на стадии столь ранней, что на всем дальнейшем его развитии, на вживании его в особую его субъективность это не может не отразиться.

Таким образом сомнение, торможение, отмена некогда бывшего, изоляция регрессия на анальную стадию, амби­валентность аффектов, влечение к смерти – это невроз навязчивости с точки зрения Фрейда.

Жак Лакан продолжает рассуждения таким образом: «Что бы он ни рассказывал вам, о каких бы чувствах ни старался поведать, это всегда чувство другого…. Просто в силу того, что собственного своего желания он избе­гает, любое желание, которое им овладевает, выступает в его представлении как желание того alter ego, которым служит ему собственное его я… В качестве желающего он бесконечно двоится, порождая бесконечную серию пер­сонажей …»4. Кроме того невротик мёртв, т.к. он затушё­вывает своё наслаждение, чтобы не вызвать гнев у госпо­дина.

В качестве помощи Лакан предлагает «открыть ему глаза на функцию тех фатальных отношений, в которых он с самим собой находится и в силу которых любое чув­ство, ставшее его собственным, немедленно сводится им на нет...». Однако «интерпретация смертельного взаимо­действия с самим собой останется бесполезной, пока вы не разъясните субъекту, какую функцию это взаимодей­ствие выполняет»5.

 

 

  • 1 Жак Лакан Семинар V, с. 475

 

 

 

 

  • 2 Там же, с. 461

 

 

 

 

  • 3 Из главы XXII семинара V «Образования бессознательного»

 

 

 

 

  • 4 Жак Лакан Семинар II, с. 383

 

 

 

 

  • 5 Там же, с. 384

 

 

1 —

3168

Автор