eXistenZ – это вам НЕ игрушки

eXistenZ – это вам НЕ игрушки1

… не потому ли, что время замерло, и реальность остановилась на паузе так, как это обычно бывает в игре, и как это случилось в 1999 году, накануне прихода XXI века, когда человечество в паранойяльном порыве…

… и, конечно, едва ли нам доведется когда-либо узнать, в игре мы, или нет, о чем свидетельствует eXistenZ Кроненберга, и даже думать не стоит, что реальность противоположна кино, или что она начинается за дверьми кинотеатра, там, где ничего не начинается, но все только продолжается, причем по правилам игры, которая так и существует от одной партии до другой, требуя продолжения ещё и ещё…

… понимаем исключительно задним числом: то, что мы воспринимали как начало фильма, началом не было, так что можно и согласиться с такими насильственными установлениями начал, в частности доисторических, на которых мы, возможно, видим титры, но это еще не начало, а титры, и потом, вся эта сцена появления Аллегры Геллер, ведущего в мире дизайнера компьютерных игр, которая окажется таковым лишь в рамках eXistenZ, но это всё лишь потом, из будущего, там, где мы задним умом крепки, а Аллегра Геллер хороша в своей экзистенции, а точнее всё же в eXistenZ, так чтобы мы могли предположить загадку с двумя неизвестными, X и Z, разгадывать которую можно только, как известно со времен Курта Гёделя, находясь вне игры, точнее в другой игре, и называться она в любом случае должна TransCendenZ, то есть…

… очевидно, что общего между eXistenZ и TransCendenZ – Z, та самая буква, которая оказывается последней в череде неизвестных – X, Y, Z…

… причем, если X и Y имеют прямую отсылку к половым хромосомам, то Z…

… не хромосомы, а микрочипы, и не нужно путать, хотя, конечно, …

… разве что Z-индивиды, не имеющие отношения ни к мужскому, ни к женскому, но к отбросам, отходам технонауки, хотя, понятно, что это уже – другое кино, даже если оно и…

… причем если поначалу она занимала в алфавите седьмое место, то некий Аппий Клавдий Цек в IV веке до н. э. удалил ее вообще, но в I веке до н.э. она вернулась и заняла последнее место …

… громогласно объявляет: «eXistenZ. Слово это пишется в одно слово, маленькая “е”, заглавная “Х” и заглавная “Z”». Новый продукт от компании Antenna Research, которая, как известно...

… не ошибаетесь, Дэвид Кроненберг только и занят расследованиями human condition, условий человеческого существования, и в этом близок экзистенциализму, в котором речь идет о переживании отдельности человеческого существования, социального распада, так что нет ничего удивительного, что за этими так называемыми играми стоят Кьеркегор, Ницше, Сартр, Камю, даже если их призрачное присутствие…

… ну, конечно, в этом есть гротеск, представлять за одним столом Кьеркегора, Ницше, Сартра и Камю, впрочем, скорее уж уместен здесь Витгенштейн, и не за столом, а…

… игра поддерживается верой других…

… как говорит Кроненберг о своих фильмах: они проистекают «из моего фундаментального экзистенциалистского основания, предполагающего необходимость изобретения своей системы верования», поскольку «человек обречен быть свободным», и обреченность эта вновь отсылает к Сартру с его …

… и, со ссылкой на Хайдеггера, Кроненберг подчеркивает, что «мы заброшены в бытие без всякой подготовки, без достаточного времени на то, чтобы справиться с чудовищностью существования»; вот режиссеру и приходится погружаться в кино-игру, раз за разом исследовать то, что «вовлечено в эту экзистенциалистскую дилемму», ведь «желание держать все под контролем возникает из экзистенциального страха», и разве не страх «заставляет нас бежать из тела?»…

… все эти наспех покинутые тела…

… экзистенциальный еще и в смысле необходимого этического выбора, принятия на себя ответственности…

… нет, Бог не просто умер, оставив после себя пустое место, место это то и дело кто-то занимает, то перверсивный отец, то – техноученый, то – механик, о чем собственно говоря, и заявляет на заправочной станции Гас: God – the mechanic! Бог – механик, и, добавим, апостол его – биотехнология MetaFlesh Game-Pod & Umby Cord, пуповина, сращивающая воедино органическую материю с машинами желания …

… условия человеческого существования оказываются на грани, на пределе человеческого; там, где одержимый ученый – уже не человек, а муха, умудряющаяся строить планы о себе как о первом политике в мире насекомых (вот они останки человеческого, и то политизированы!); или там, где сексуальность возможна только через протезирование, через раны, открытые навстречу смерти-и-автомобилю; там, где eXistenZ сводит нервную систему человека в единый контур с программным софтом, загружая его прямо в нервную систему, в полном соответствии с чудо-бредом Даниеля Пауля Шребера; там, где пуповина связывает игровые приставки, созданные из органов амфибий-мутантов; там, где царят страх и сексуальность, там, где у тебя появляется еще одно отверстие, биопорт для пуповины, открывающий в дополнение к оральному, анальному, слуховому и зрительному влечению еще одно – спинномозговое, и его технологичность лишь подчеркивает таковую других влечений, кружащих вокруг отверстий, которые сегодняшняя культура навязывает в качестве природы, как бы абсурдно…

… условия человеческого существования со всеми протезами, с этим бесконечным сочленением органического и механического и, видимо, нет иного удела человеческого, как идти путем имплантантов, даже если где-то и рушится представление о собственной природе, будь то вторая…

… подчеркивает Кроненберг: в основании теории Фрейда – тело, о чем говорит его формула «я в первую очередь телесно», откуда при сегодняшнем уровне виртуализации отношений громогласно звучит вопрос Пайкла, где наши настоящие тела? Вопрос этот напоминает о том, что мы переживаем расстройство нарциссизма, и eXistenZ в интерсубъективных отношениях с другим терпит …

… происходит с телом, пока мы спим, не важно в какой реальности, и это уже вопрос об отношениях eXistenZ от Antenna Research с TransСendenZ от PilgrImage, при этом было бы нелепо забывать о том, что «экзистенция» и «трансценденция» производятся на свет корпорациями, капиталистическими телами…

… в названии eXistenZ только на заглавные буквы, но скорее имеет смысл обратить внимание на первую маленькую е, букву…

… не только как говорил Гваттари, объект b, объект c, объект d, но и объект e, тот самый от машинного бессознательного, который…

… вращения электронов, и происходит это не без маленькой е…

… так что действительно остается вслед за Дэвидом Кроненбергом повторить: «мозг это скорее тропический лес, чем компьютер», а затем увести разговор в сторону и сказать, что в фильме важна бессознательная механика: персонаж игры использует артикуляционный аппарат того, кто считает себя игроком, в этом не раз убеждается Тед Пайкл, не ведающий, что говорит, даже если его шизофреническое…

Пайкл: Не твое это дело, кто нас послал! Мы здесь, и только это имеет значение ... Боже, что случилось? Я не хотел этого говорить!

Аллегра: Это сказал твой персонаж. Шизофреническое чувство, да? Ничего, привыкнешь. Есть вещи, которые нужно высказать, чтобы сюжет продолжал развиваться и чтобы персонажи заняли свои места, и эти вещи говорятся независимо от того, хочешь ты их говорить или нет. Не борись с этим.

… более того, его персонаж совершает определенные манипуляции, и при этом не ведает, что творит, согласно формуле Маркса…

Евгений Нуриш: Может, ты и новенький, но, похоже, знаешь, что делаешь.

Тед Пайкл: Меня это удивляет куда больше, чем тебя.

…ичности, той, что якобы можно загружать из одной человеческой оболочки в другую, откуда и вопрос Кроненберга, что это за полупроницаемая мембрана идентичности, которая позволяет вещам входить и выходить? и, добавим, этот поставленный в биотехнологическом ключе вопрос обращает чуть ли не к теологическому вопросу о свободе воли и к психоаналитическому понятию принудительного выбора, который, похоже, имеет самое прямое отношение к тому, что мы называем игрой, и…

Пайкл: Свобода воли, очевидно, немного решает в нашем маленьком мире.

… критика идеологии в этом и состоит, что играя в одну игру, никто из героев не знает, что происходит по ту сторону игры, иначе говоря, здесь и возникает вопрос о TransCendenZ, и не столько об игре от PilgrImage, сколько о той инстанции, которая задает несоизмеримость, которая как внеположенная пустота предваряет наполненность мира, переполненность мирами и преисполненность решимости борьбы за реальность, даже если она обречена…

… и еще раз, теперь уже в иной связи, повторим: реальность игры ретроспективна, что видно из разговора Пайкла с Гасом:

Тед Пайкл: Что у тебя была за жизнь раньше, до этого?

Гас: До чего?

Тед Пайкл: До того, как ее изменила Аллегра Геллер.

Гас: Я занимался заправочной станцией.

Тед Пайкл: Разве не занимаешься ей сейчас?

Гас: Только на самом жалком, патетическом уровне реальности.

… вот и получается, что реальность как будто бы остается на прежнем месте, но она начинает расслаиваться, что и позволяет служащему заправочной станции говорить о каких-то уровнях реальности, будто он обслуживает один из паранойучных дискурсов, наподобие космоэнергетического или био…

… для того заправка и нужна…

…тетический уровень реальности очевидно подразумевает вовлеченность пафоса в структуру восприятия, иначе говоря, страсть, страдание и воодушевление сопутствуют игре; и восставшие реалисты…

… безрадостно ощущать себя батарейкой для прибора и даже электростанцией, запитывающей игровую приставку, созданную из оплодотворенных яиц амфибий-мутантов с добавлением синтетического ДНК…

… зато можно, совершая привычные мастурбаторные движения, ласкать эту органическую игровую приставку, будто грудь, будто это она питает, но она – лишь приставка, впрочем, следуя логике Лакана, можно сказать, что и грудь – тоже приставка, точнее нет, женщина – приставка к груди, а … а … а …

… нет, уж скорее е, чем а …

… что делает рука, пока игрок захвачен игрой, пока он в TransCendenZ, как не в трансе, о чем свидетельствует Аллегра Геллер, говоря…

… Фрейд: «…каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир или, точнее говоря, приводя предметы своего мира …

… никак не противопоставление игры и реальности относительно истины, и только такой персонаж игры как китайский официант может задать подобный вопрос: «Эй, скажи мне, наконец, правду: мы все еще в игре?» Он бы лучше…

… истина в том, что игра и реальность деконструируются на ленте Мебиуса, где утрачивается грань между ними, и в фильме переходы из одной реальности, из реальности одной игры в другую едва заметны, зачастую вообще не заметны, так что, в конце концов, приближается совсем малоприятная история психотического снятия каких бы то ни было границ между регистрами реальностей …

Тед Пайкл: Я хочу поставить игра на паузу. Ведь можно это сделать, да? Я имею в виду, что любую игру можно поставить на паузу. Разве нет?

Аллегра: Да, конечно. Но зачем? Что не так? Разве ты не умираешь от любопытства узнать, что такого особенного в особенном?

Тед Пайкл: Я чувствую себя немного оторванным от моей реальной жизни. Теряю связь с ее текстурой. Понимаешь, о чем я? На самом деле я думаю, что без психоза здесь дело не обходится.

… и как из этого тупика непрестанного распада реальности выбираться, ведь легко сказать, мол, как прекрасен мир тысячи реальностей, но вся эта тысяча оставляет один вопрос – вопрос о некоей последней, так называемой подлинной реальности, является ли она…

Аллегра: Ну и как она?

Тед Пайкл: Что?

Аллегра: Как твоя реальная жизнь. Та, ради которой ты готов вернуться.

Тед Пайкл: Она кажется совсем нереальной.

… конечно, анти-геймеры активисты, с одним из которых мы сталкиваемся уже в том, что нам кажется началом фильма, привносят еще больше хаоса в попытке уничтожить дизайнеров так называемых игр, реаль…

… в игре, ясное дело, без убийства не обходится, и признаком этой эскалации насилия становится gristle gun, хрящевой пистолет, стреляющий зубами…

… вся эта плоть, все эти throbbing gristle…

… известная максима Фрейда, согласно которой психоанализ можно только пережить, соответствует игровой практике, которая основана на формуле Аллегры Геллер «Ты должен сыграть в игру, чтобы узнать, почему ты в нее играешь». Причина может быть прописана исключительно задним числом ...

… лучше и не начинать, – так считают реалисты, ведущие борьбу в реальности за реальность без выхода – без алкоголя, наркотиков, телевидения и компьютерных игр…

… не выбраться из тупика, если полагать существование одной подлинной реальности, об этом свидетельствует то, что борцы с играми, сторонники реальности, реалисты тоже оказываются игроками eXistenZ, и Пайкл озадачен…

«Враги Реальности»? Это, что значит, враги eXistenZ? Реалисты – это игровая версия анти-экзистенциалистов, Anti-еXistenZialists, которые отчаянно жаждут тебя убить?

… реалисты в подполье, откуда записки приходят по назначению, подобно тому, как в том, что кто-то называет игрой, вдруг возникает е…

 

 

  • 1 Первая версия этой статьи была написана для газеты Aperto: “eXistenZ is paused!” // Aperto, issue 1, Autumn 2016, Berlin. P. 17.

 

 

 

1 —

5852

Автор